ФрилансFM - портал о фрилансе

5 самых больших ошибок во фрилансе

Говорят, что мы больше учимся на ошибках, чем на успехах. Но все же лучше учиться на чужих промахах, чем на своих собственных.

Каждый фрилансер может много рассказать о своих ошибках. В этой статье я расскажу о своем опыте и о своих ошибках. Надеюсь, вы найдете их полезными и, возможно, поделитесь своим опытом в комментариях.

1. Занижение цен

Большинство из нас грешили этим когда-то, многие делают это и сейчас. Деньги – проблемная тема для большинства людей. Несмотря на то, что теперь я могу свободнее, чем раньше, говорить о деньгах, я все равно считаю эту тему несколько неудобной. Хотя говорить об этом нелегко, это крайне важно.

Вы имеете право получать справедливую плату за работу, особенно, если вы делаете ее действительно хорошо и имеете большой опыт. Как можно понять, что цена занижена? Если вы выполняете работу хорошо, но никогда не проигрываете тендеров и предложения заказчиков идут неиссякаемым потоком, то цены слишком низкие.

Также будьте осторожны, оценивая работу на почасовой основе, когда от вас этого не требуется заказчиком. Назначая цену за час работы, вы фактически сами себя накажете, выполнив работу быстрее, чем предполагалось. Кроме того, некоторые виды работ требуют немалого опыта и специальных знаний, при том, что их выполнение занимает мало времени. Как говорил старый плотник, когда его клиент жаловался на цену за закрепление скрипучей доски в полу: “Вы платите 1$ за гвоздь и 999$ за то, что я знаю, куда его нужно забить”.

2. Чрезмерная загруженность

Ни один клиент не имеет права на монопольное использования вашего времени, даже если он считает, что платит вам хорошо. Если один клиент оккупирует все ваше время, то это будет ваш начальник, и у вас будет постоянная работа, но такого не должно быть во взаимоотношениях фрилансера с заказчиком. Помните также, что помимо уже имеющейся работы, вам необходимо время на то, чтобы предлагать свои услуги на рынке и налаживать взаимоотношения с новыми клиентами с целью получения работы в будущем. Разрешать заказчику распоряжаться моим временем было самой большой ошибкой, какую я когда-либо совершал, так как по завершении контракта мне было совершенно нечем заняться. В идеале вам нужно иметь четыре или пять перекрывающихся контрактов плюс время для отдыха, так что из-за потери одной из работ вы не слишком отстанете от жизни.

3. Неумение продавать

Следующим после денег проблемным вопросом фриланса для большинства людей является проблема, как преподнести и продать свои услуги. Очень часто, несмотря на то, что клиент осознает необходимость вашей помощи, он сам толком не понимает, что именно ему нужно. Предлагая свои услуги, не презентуйте их как панацею и не пытайтесь вытрясти с клиента все, что только можно. Если вы на самом деле можете помочь кому-то, то предложите свои услуги таким образом, чтобы на ваше предложение отреагировали. Рассмотрите все, что касается данного клиента: его нужды, чего он хочет достичь с вашей помощью. И самое главное – больше слушайте, чем говорите.

4. Согласие на любое предложение

Страх может заставить нас делать глупости. Прошло много времени до того, как я стал отклонять заказы. Некоторые было отклонить проще, некоторые – труднее. Просьбы выполнить что-либо бесплатно все еще приходят, но теперь я всегда отвечаю «нет». Отказаться от работы все еще трудно, но я уже могу это сделать. Нужно помнить, что плохая сделка или плохой клиент могут навредить вам намного больше, чем потеря работы. Это может привести к потере большого количества времени и получения отрицательного отзыва от заказчика, если вы работаете на одном из фрилансерских сайтов. Будьте готовы к тому, чтобы не соглашаться на все, что попадется вам на пути, и знайте, что вы можете оставаться приятным и дружелюбным собеседником, даже отклоняя предложение.

5. Отсутствие общения с клиентами после завершения проекта

Бывшие счастливые клиенты могут служить самым большим источником новой работы – как посредством заключения повторных сделок, так и благодаря предоставлению вам хороших рекомендаций среди своих коллег. Обязательно попросите хотя бы об отзыве, когда клиенты говорят о том, как они довольны. Даже лучше, если вы сможете убедить их отрекомендовать вас. Вы ничего не потеряете, если попросите об этом. Как говорится, попытка – не пытка! Было бы мило послать поздравительную открытку ко Дню рождения или что-то в этом духе. Никогда не знаешь, что может пригодиться.

Как и большинству из нас, мне еще многому предстоит научиться во фрилансе, но я получаю удовольствие от того, что занимаюсь этим, совершая ошибки и т.д. А какие уроки вы извлекли на этом нелегком пути? Пожалуйста, поделитесь с нами в комментариях.

При написании были использованы материалы статьи: My Top 5 Biggest Freelancing Mistakes

Рубрики: Школа фриланса

Написать комментарий