ФрилансFM - портал о фрилансе

Оценивание проектов: 7 советов по теме. Критерии оценивания проекта.

Один из жестких аспектов фриланса – знание того, что вы получаете справедливую плату за свой труд. Я уверен, что у каждого удаленного работника был хотя бы однин случай, когда ему заплатили меньше, чем следует, либо не заплатили вовсе. Вот семь советов, которые помогут вам улучшить оценивание проектов:

1. Разведайте бюджет клиента. Когда вы впервые говорите с клиентом, очень немногие откроют свой бюджет, так как хотят нанять вас за наименьшую возможную сумму. Итак, чтобы заставить их раскрыть карты, попытайтесь предложить им заполнить что-то вроде анкеты. Задайте им вопросы о целях, сроках и, конечно же, бюджете проекта (постарайтесь убедить их, что это нужно не для того, чтобы выманить как можно больше денег, а для изучения возможностей). Клиенты оказываются более откровенными, когда процесс формализован.

2. Уделите внимание вашему предложению. Клиент должен видеть, что его идеи и пожелания хорошо вами поняты и поддерживаются. Всегда уделяйте достаточно времени для вашего предложения. Оно должно быть информативным и охватывать все аспекты проекта. Никогда не начинайте проект без оглашения вашего предложения, даже если клиент куда-то спешит. Убедитесь, что оно охватывает ожидания, требования и обязанности обеих сторон. Не забудьте включить условия оплаты и гарантийного обслуживания, если таковое предусматривается. Так как клиенты зачастую представляют себе проект немного по-другому (объемнее и сложнее), нежели они описывают его в общении, то грамотно составленное предложение расставит все точки над i и сохранит кучу времени позже.

3. Договоритесь о почасовой оплате. Вместо того, чтобы назначить цену за весь проект сразу, а потом выяснить, что она оказалась меньшей, чем необходимо, просто предоставьте вашу почасовую оплату и срок выполнения проекта (к примеру, $20/час за 40 часов). В таком случае клиент покупает “блок” времени, которого по вашему мнению хватит на реализацию задуманного. Они будут менее строги с вами, если вам потребуется на пару часов больше времени, чем предполагалось (в сравнении с оцениванием всего проекта).

4. Завышайте цену на 10-20% от необходимой. Когда ты еще совсем зеленый и только начинаешь фрилансить, естественно хочется произвести впечаление на клиента занижением цены по сравнению с конкурентами (больше-то ведь скорее всего нечем). Но не стоит этого делать. Наоборот, подумайте о том, сколько времени уйдет на переписку, сбор информации и вообще управление проектом (не считая тех подводных камней, на которые вы можете наткнуться). Так что сделайте себе одолжение и выставьте цену такой, чтобы не пришлось потом просить клиента о доплате (это считается дурным тоном).

5. Управляйте ожиданиями. Если вы назначаете цену за весь проект, сразу обозначьте стоимость дополнительных изменений и переработок. Если вы работаете на почасовой оплате и сразу говорите сколько времени вам потребуется, то приблизившись к концу обозначенного времени, дайте знать об этом клиенту. Не забудьте упомянуть укладываетесь вы в срок или нет. Такой подход полезен тем, что вы можете бравировать таким положением: “Если затраченное время находится в пределах 10% от планируемого, то никаких дополнительных средств не требуется” (это даст вам больше денег, если вы закончите быстрее, и сэкономит немного средств клиенту, если вы немного не успеете). Клиенты не любят сюрпризов: держите их в курсе на протяжении всего проекта, проинформируйте их о возможности затягивания работы и о возможных переплатах заранее.

6. Просите аванс. Если работа нерегулярна от этого клиента или проект очень маленький (примерно до $250), всегда берите какую-то часть денег авансом. Это будет свидетельством того, что у клиента серьезные намерения, и он не прервет проект на середине. Не просите аванс больше 50%. Если не получилось реализовать, обязательно верните деньги. Если проект достаточно большой, то можно просить 33% аванса в начале и еще 33% после выполнения, к примеру, 2/3 задания.

7. Продумайте последний этап оплаты. Если вы делаете сайты, то запросите окончательную оплату немногим ранее, чем сайт будет выложен на сервер клиенту. Если вы создаете сложное приложение, то просите частичные оплаты после каждого выполненного пункта. И пока клиент будет знать, что разработка находится в процессе (он будет видеть реальный прогресс), вы сможете брать с него деньги все чаще и чаще (но все меньшими и меньшими порциями :) ). Если вы четко не обозначите все нюансы оплат, поверьте, клиент будет тянуть с выплатой задолженности как можно дольше.

При написании были использованы материалы статьи: 7 Tips on Quoting Freelance Projects

Рубрики: Школа фриланса

Написать комментарий

Вы должны войти, чтобы комментировать.