ФрилансFM - портал о фрилансе

Как оформить своё дело в Украине? Оформление фрилансера.

Несмотря на все сложности и премудрости, фриланс все же набирает обороты. Все больше и больше людей хотят свободы и уходят на вольные хлеба. После некоторого времени работы на себя новоиспеченные фрилансеры понимают, что нелегальная трудовая деятельность опасна и когда-нибудь могут появиться проблемы. Поэтому встает вопрос легализации и оформления.

В данной статье рассказывается о том, как:

  • оформиться в Украине;
  • стать физическим лицом-предпринимателем;
  • платить единый налог;
  • упростить себе жизнь при помощи Интернет отчётности.

Сразу стоит оговориться, что это рассказ обычного человека, который может в чем-то ошибаться.

Оформление

Как выяснилось, оформиться как ФЛ-П (физлицо-предприниматель, ранее называлось ЧП — частный предприниматель) совершенно нетрудно. Начать стоит с местной районной администрации. В Интернете есть все их телефоны, с 3-й попытки я дозвонился куда надо — есть специальное управление при администрациях районов, которые занимаются этим.

Пакеты документов везде обычные, носите с собой несколько копий паспорта и идентификационного кода. Желательно при себе иметь некую сумму денег, некоторые услуги платные, удобно их сразу оплатить.

В этом управлении необходимо (а лучше заранее по КВЭДу) выбрать себе список видов деятельности, которыми будете заниматься. У меня было выбрано 3 вида деятельности:

  • 72.22.0 разработка веб-страниц
  • 72.10.0 консультирование по вопросам информатизации
  • 72.21.0 разработка программного обеспечения

После заполнения необходимых документов (все на месте) просят прийти через время, около 3 дней.
Выдают Свидетельство про Государственную Регистрацию физического лица-предпринимателя. Это документ №1, в файлик и в папочку.

Идем в местную налоговую, там есть специальные консультационные отделы. Пишем заявление, заполняем бланки, покупаем Книгу учета доходов (форма 10, если не ошибаюсь). Её нужно пронумеровать на сотню страниц, подписать, аккуратно приклеить листочек бумаги, отдать на подпись.

Желательно первые походы в налоговую иметь с собой ножницы, клей, листы А4, файлики, ручки, деньги. Если найдете в Интернете процедуру — то можете и бланки себе печатнуть нужные — бывает в налоговой в местном магазинчике большие очереди. Через несколько дней получаем на руки Свидетельство про оплату единого налога (документ №2, в файлик и папочку, обязательно ксерим). Знакомимся с инспектором, задаем кучу глупых вопросов, записываем его (ее) рабочий телефон. Да, вас попросят уплатить полный единый налог за текущий месяц. Это примерно 200-300 грн. И, как положено, за следуюший — это еще 200-300 грн. За следующий — все правильно, а вот за текущий, по-моему, развод, но разбираться не стал. Квитанцию об оплате первую (а лучше все) сразу на ксерокс. Это нужно будет потом для Пенсионного фонда, а первую квитанцию забирает инспектор и вклеивает в дело.

Идем снова туда, где получали Свидетельство про регистрацию, там есть отдел Пенсионного фонда. Пишем заявление и через пару дней получаем на руки Справку о взятии на учет в Пенсионном фонде (отправляем ее в папочку с документами). Свидетельство раз в год меняют, причем раньше, чем оно требуется для Пенсионного, поэтому ксерим обязательно и его.

Единый налог

Итак, вы, как плательщик единого налога должны до 20 числа каждого месяца платить единый налог в размере 200-300 грн за следующий месяц. Никуда больше платить за вашу деятельность не нужно (я конечно имею в виду государству в плане налогов). Чтобы быть единоналожником нельзя превышать допустимый годовой доход — это около 500 000 грн (лучше уточните). Платить, конечно, можно по квитанциям — наксерьте в налоговой, но лучше через Интернет-банк.

Пенсионный фонд

Один раз в год вам нужно отчитываться в ПФУ, подавать некую форму ИНДАНИ_СПД. Заполняется несложно. Необходимо иметь при себе все платежки единого налога за прошлый год и прошлогоднее свидетельство об уплате единого налога (копии).

Отчетность

Каждое 1-5 число месяца, идущим за концом квартала необходимо подавать отчетность о доходе и уплаченном налоге в налоговую (в начале года сдается отчет за год прошлый).
Все это довольно легко делать через Интернет, при помощи специальной программы. Главное ее настроить правильно, для этого до настоящей отчетности (по договоренности с сотрудницей налоговой) можно подать пустые отчеты, чтоб проверить весь процесс. По времени занимает минут 10. Ну и плюс время на подсчет прибыли за квартал. Каждое 1-31 марта надо подавать отчетность в Пенсионный фонд — форму ИНДАНИ_СПД.

Банк

Сразу после открытия вашего предприятия необходимо открыть расчетный счет в банке. Выбор за вами, везде разные процедуры.

В банк нужно:

  • принести все документы, иметь несколько копий каждого документа;
  • не забыть сказать о том, что вы будете получать валюту, т.е. вам нужен мультивалютный счет;
  • подписать миллион и одну бумажку;
  • зарегистрировать себе Интернет-банкинг, если не хотите часто туда ходить.

Если у вас разные заказчики и суммы и эти суммы в валюте — вам нужно будет приносить на каждую проплату договор (контракт) и оставлять себе копию.

Также вы открываете себе корпоративный счет, получаете карту. С этой карты или через кассу можно снять свои деньги. В Украине не разрешено снимать наличную валюту, если это не на нужды международных командировок. Деньги надо сначала менять в родную валюту, и только потом снимать.

В налоговую в отдел внешнеэкономической деятельности идти не нужно, узнавал специально в налоговой. Единственное, надо следить, чтоб между выставленным счетом (или сроком оплаты по договору) и получением денег на счет не прошло более 180 дней, иначе начинаются сложности с налоговой.

Путь денег

Деньги в евро (долларах) с банка вашего заказчика (вашего счета от какого-либо фриланс-сайта, к примеру Payoneer) по системе SWIFT перемещаются в Украину, затем в ваш банк, в отдел валютных операций. Там сверяют все, требуют или не требуют с вас договор (и акты работ). Если все ок — зачисляют валюту вам на мультивалютный счет.

Через Интернет-банкинг вы видите приход денег и даете заявку на обмен. В связи с несовершенством некоторых законов, организаций и учреждений — надо сначала дать до 11 утра заявку банку, указав курс обмена. К 16 часам банк заканчивает торги на межбанке и рассказывает вам, по какому курсу вам надо переписать заявку. То есть в зависимости от торгов в течении дня меняется курс и он не совпадает с вашей заявкой. Вы переделываете заявку, и вам на счет расчетный кладут гривну.

С расчетного счета вы можете платить гривной по нуждам вашего предприятия (хостинг, Интернет, домены, не знаю как с оборудованием, но, по идее, тоже можно по безналу — это же ваше рабочее место) или делать заявку на пополнение корпоративного картсчета. Ну тут все быстрее, в зависимости от банка, деньги попадут на карту от пару часов до суток.

Что нужно от заказчика

От заказчика вам нужен договор (и перевод его рядом в колонке или отдельными страницами) с указанием суммы. Или же там будет указано, что сумма платится согласно выставленному счету, инвойсу то есть.

Итого, что нужно:

  • оформиться (беготни где-то на неделю-две, денег — 2 единого налога единого сразу, несколько госпошлин, плата за электронные ключи, счета в банке — всё около 500-600 грн);
  • раз в квартал отчитываться налоговой (через Интернет с 1 по 5 число января, апреля, июля, октября);
  • раз в год отчитываться Пенсионному фонду (возможно через Интернет, с 1-31 марта);
  • платить 200-300 грн единого налога до 20 числа каждого месяца (назначение — за следующий месяц);
  • вести книгу учета доходов (необязательно, ее никто не проверяет, но это единственная ваша бухгалтерия, пригодится);
  • делать ксерокопии всех документов, которые вам попадают в руки, включая платежки единого налога и др.;
  • подавать в банк копии контрактов, если меняется сумма поступлений (через Интернет нельзя).

Ваша очередь

Расскажите о своем опыте оформления СПД в Украине. Какие неточности были допущены рассказчиком? Что бы вам хотелось добавить?

Оригинал статьи: Как оформить своё дело (в Украине)

Рубрики: Юридические вопросы фриланса

7 комментария (-ев)

  1. Anonim - 17.04.2012

    А если нет возможности подписывать акты выполненыз работ и т.д. ? Как зарегистрироваьтся, чтобы быть без этого? Фиксировать нулевой доход? Как тут быть?

  2. Павел - 22.11.2012

    Это по новому или старому налоговому кодексу ???

  3. Павел - 22.11.2012

    сколько надо платить в пенс фонд???

  4. Дмитрий Трепачев - 18.06.2013

    Я из Беларуси, оформил ИП (индивидуальный предприниматель) и всем рекомендую)
    Нет проблем с налоговой и нет проблем с выводом денег.
    Налог не сильно большой.
    Оформляйтесь!

  5. Артем - 12.08.2013

    А попроще никак нельзя все это сделать… вроде 2013ый за окном.. интернет и все такое..

  6. admin - 12.08.2013

    Артем, а куда проще?

    Сначала придется немного побегать, зато потом минимум движений: отчитываешься 4 раза в год в налоговой (можно через Интернет, ключи бесплатные), один раз в год в пенсионном фонде (можно через Интернет, но ключи платные).

    Отчисления тоже можно делать через Интернет. Например, через Приват24. Минимально будет получаться около 630 гривен в месяц (единый налог примерно – 230 грн, пенсионный фонд – 400 грн). Минимально потому, что это для 2-й группы, на 3-й и 4-й группах платится не фиксированная сумма, а 5% и 7% от оборота соответственно (плюс может быть НДС). К выбору группы нужно подойти очень внимательно.

    Кстати, книгу учета доходов вести обязательно. Так как рано или поздно ее будут проверять.

    Если планируете нанимать работников, все немного усложнится и расходы возрастут:
    Во-первых, в пенсионный за работника придется отчитываться ежемесячно. Во-вторых, в налоговую будет сдаваться дополнительная декларация.

  7. Игорь - 11.09.2013

    admin, проблема не в сложности отчетности, а в первую очередь – контрактах. Попробуй объяснить каждому американцу, что тебе нужны какие-то непонятные бумажки от него на каждый чих. Так можно всех клиентов растерять. Особенно если это какие-то мелкие проекты.

Написать комментарий

Вы должны войти, чтобы комментировать.